Путешествие в Кэнтё-дзи неторопливо. Безлюдно. Вечер, дождь, воскресенье. Дождь отпугнул туристов, а те, кто и добрался до Камакуры часам к пяти, скорее всего не пойдут в храм, поскольку знают, что в полпятого вход закрывается.
На самом деле поздних посетителей могут впустить после пяти еще в течение некоторого времени. Случаем и воспользуемся.
Главный из пяти главных дзэнских храмов (Камакура годзан, 鎌倉五山), Кэнтёдзи является также главным храмом секты Риндзай, имея в подчинении пять с лишним сотен храмов по всей Японии.
Кэнтё-дзи - первый, основанный в Камакуре, действующий дзэнский монастырь.
Во времена расцвета в его стенах находилось 7 больших храмов и 49 малых. Пожары, землетрясения и время оставили до нынешних времен лишь часть этого комплекса.
История монастыря
Кэнтё-дзи был основан в 1253 году Ходзё Токиёри, пятым регентом.
Ходзё Токиёри (1227-1263) (сиккэн, - регент при несовершеннолетнем сегуне). известен у нас менее своих современников, Александра Невского, Марко Поло, Хубилай-хана и др, но в истории Японии и распространении дзэн-буддизма он сыграл важную роль. В 1256 году Токиёри ушел в монастырь, и пригласил в Кэнтёдзи китайского священника Ранкея Дорю
Хотя формально он оставил власть, перестав быть регентом, он сохранил влияние на государственную политику, и даже стал законодателем: в 1256 году написал закон об охоте и рыбалке, запрещающий охоту, а также закон о запрете азартных игр и продаже рабов.
Аскетизм своего образа жизни стремился перенести на всю страну: например, ограничил торговлю с Китаем, сократив в 8 раз допуск китайских судов в Японию. До этого в Китай отправлялось более 40 кораблей в год, и они вывозили почти всю китайскую наличность в виде монет. То, что это ставило китайцев в трудное финансовое положение - еще полбеды, да и чужой беды. Главной бедой Японии Токиёри считал денежное обращение, и в рамках борьбы с этим злом призывал монахов по всей стране собирать медные монеты. А потом приказал отлить из этих монет знаменитую статую Большого Будды в Камакуре.
В Китае он нашел для Кэнтё-дзи настоятеля, мастера дзэн по имени Ранкэй Дорю .
Ранкэй Дорю (1213-1278), китайский мастер дзэна, приехал в Японию 33-летним в 1246 и остался здесь на всю жизнь в секте Риндзай, поселившись в Камакуре сначала став настоятелем Дзюфуку-дзи, а затем, по просьбе Ходзё Токиёри, - первосвященником Кэнтё-дзи. Он быстро освоил японский и натурализовался. Он владел японским настолько хорошо, что в 1271 году, его даже задержали и сослали в провинцию у подножия Фудзи по подозрению в шпионаже на Орду, чье посольство побывало в Японии в 1269. Потом, как водится, его оправдали, вернули, присвоили имя Великого мастера дзэна (дайгаку дзэндзи, ???? Наверно, его не очень расстроили эти недоразумения. Был он аскетом, любил жесткую дисциплину, учеников, которых у него было около тясячи, воспитывал в строгости. Архив Кэнтё-дзи хранит написанный им "Кодекс поведения дзэнского священника", документ объявлен национальным сокровищем. На территории храма у горы справа находится его могила с надгробием в виде башни.
После эпохи Камакура (1185-1333) Кэнтё-дзи продолжал получать финансовую поддержку от сёгуната.
Например, третий сёгун эпохи Муромати (1336-1573), Асикага Ёсимицу (1358-1408), учредил систему иерархии дзэнских монастырей, выделив пять главных, и Кэнтёдзи занял в этой иерархии первое место. В 1591 году Токугава Иэясу начал оказывать Кэнтёдзи денежную помощь.Не забывая про политические интересы, с целью борьбы с распространением христианства сегунат ввел систему "данка". Она предписывала каждому человеку регистрироваться в храме, а храм брал на себя похороны и т.п. взамен на пожертования верующих. Это спасало от многие буддийские храмы от разорения вплоть до буржуазной революции Мэйдзи.
После 1867 с восстановлением императорской власти и возвратом синтоизма как государственной религии для буддийских храмов вообще, и Кэнтё-дзи наступили тяжелые времена. Но
Сейчас Кэнтё-дзи - самый крупный дзэнский монастырь в Японии.
В год его посещает около миллиона человек, при монастыре есть гостиница и организованы занятия дза-дзэном для чайников.
Что находится на территории
Ворота Сомон - первые внешние ворота. Построены в Киото в 1783 году и привезены в Кэнтё-дзи в 1943.
Ворота Санмон - внутренние ворота. Двухъярусные 30-метровые ворота 1775 года, настолько прочные, что устояли в великом землетрясении Канто в 1923 году, реставрировались в 1996. Табличка на них выполнена рукой императора Гофукакуса (1243-1304).
На втором этаже находится самое интересное и недоступное туристам : статуи 500 архатов, учеников Будды, достигших озарения в результате самостоятельных тренировок. Если точно, статуй 489, отлиты они из бронзы между 1830 и 1860 годами, имеют высоту от 15 до 30 см, причем у всех разные позы и эмоции. В центре статуя Сяка Нёраи (Шакьямуни).
15 июля, в день Мертвых, под этими воротами проводят поминальную службу сэгаки и раздают дары. И в дополнение в службе сэгаки служат еще так называемую Кадзивара сэгаки, по имени погибшего воина, призрак которого опоздал на службу и настолько опечалился, что тронул этим Ранкэя, и тот приказал повторить поминание.
Колокольня Бонсё
Колокол - единственная вещь, существующая в монастыре с момента его основания.
Отлит в 1255 году. Высота 2 метра, диаметр 125 см, вес 2700 кг. Один из двух камакурских колоколов (второй находится в Энкаку-дзи), объявленных национальными сокровищами. Надпись по краю колокола выполнена священником-основателем Дорю Ранкэй и говорит о том, что отлит колокол для дзэнского храма Кэнтё-дзи 22 февраля 1255 года, по приказу Ходзё Токиёри, что участвовало в сборе средств на это около тысячи человек.
Можжевеловые деревья Бякусин
Справа у входа в главный храм растут огромные можжевельники, которые сажал еще священник-основатель Ранкэй.
Им более 750 лет.
По легенде, когда Ранкэй умер, дым от его погребального костра окутал эти деревья. А когда дым рассеялся, все деревья были усыпаны сияющими сяри пяти цветов. Сяри - похожие на жемчужины шарики, которые иногда остаются от человека после кремации, признак святости.
Напротив деревьев - высокий камень, испещренный надписями. - памятник японским героям русско-японской войны.
Главный храм Буцудэн
По одной из версий здание перевезено сюда с территории фамильного храма Токугава Дзодзё-дзи, в Токио (недалеко от Токийской башни.) По другой версии оно приехало с горы Куносан под Сидзуокой, где находилась первая усыпальница, место для которой выбрал сам Иэясу.
В отличие от строгой дзэнской архитектуры Кэнтёдзи это здание богато украшено. С резных драконов и морских волн слез лак, выцвели до пепельно-серой гаммы краски на ангелах, но от прежней роскоши сохранились еще фениксы на потолке.
Главный объект поклонения - статуя покровителя детей и преступников Дзидзо.
Дзидзо в главном храме - само по себе экзотика. Статуя огромна (почти 5 метров), но изначально храм строился чтобы вместить не ее, а крошечную деревянную фигурку с которой связана следующая история.
В старые времена неподалеку от Кэнтё-дзи было место под названием Дзигоку-га-яцу, или Долина Ада. Там казнили преступников. Во времена Минамото Ёритомо самурай по имени Сайта был приговорён к смерти за какое-то злодейство, и собрались уже ему отрубить голову. Палач взмахнул раз, потом еще раз - но меч срывался, не нанося удара. Изумленная публика потребовала объяснений от виновника. Сайта честно рассказал, что очень почитает Дзидзо и носит его фигурку в волосах. Предъявил и фигурку, - и все увидели на ней две свежие зарубки. После этого он был прощен, а фигурку поместили в Буцудэн, внутрь большой статуи Дзидзо. Она до сих пор хранится внутри и носит имя Сайта-Дзидзо.
Есть еще одна легенда, связанная с этой же статуей.
Некогда в окрестностях храма жила женщина, которая зарабатывала тем, что разматывала шелковичные коконы и продавала шелковую нить. Она тоже чтила Дзидзо, часто навещая храм. Однажды зимним утром пришла она в храм и посмотрела на Дзидзо - его бритая голова явно мерзла. Дома она связала ему шапочку, пришла в храм и с тысячью извинений за свою нищету, не позволившую связать длинный теплый свитер, надела шелковую шапочку на голову Дзидзо.
Вскоре после этого заболела она и умерла. Впрочем, тело ее, не подававшее прочих признаков жизни, оставалось теплым.
Пролежав так три дня, она пришла в себя и поведала о том, что с ней приключилось в загробном мире. Первым делом она очутилась перед Эмма, владыкой преисподней и судьёй мертвых. Эмма грозно напомнил ей, что Будда не велел лишать жизни никого, а она, злодейка, тем только и занималась, что убивала ни в чем не повинных шелковичных червей. Соответственно последовал приговор: вариться в расплавленном металле до полного очищения. И вот уже капали горючие слёзы грешницы в расплавленный металл, и маялась она ужасно в языках пламени, как вдруг мучения резко закончились. Довольный Дзидзо стоял рядом с ней, и смотрел на нее. Он взял ее, вытащил из этого жуткого места и вернул к судье. Там он добился ее прощения, рассказав о ее добром поступке. В общем, все выжили.
По правую руку от статуи Дзидзо находятся пять даосских деревянных статуй, охраняющих Кэнтёдзи - гарандзин.
В правом углу находятся 283 миниатюрные статуи Дзидзо, отлитые в разное время с 14 по 19 век, и одна статуя побольше, известная под именем Синпэй-дзи Дзидзо, по имени храма Синпэй-дзи, который находился здесь до Кэнтё-дзи.
Зал для занятий Хатто построен в 1814 году, это самая большая сохранившаяся деревянная постойка в буддийской архитектуре Восточной Японии. Внутри находится статуя Сэндзю Каннон, тысячерукой Каннон, которой храм посвящен. В углу стоит барабан, которым пользовался, выезжая на охоту, Минамото Ёритомо.
Самое интересное в этом здании находится на потолке, - это дракон.
Дракон в облаках , или Унрю (雲竜), размером 10 м на 12 метров. В какой бы точке человек ни находился, дракон ни на минуту не спускает с него глаз. Завораживающая картина.
Ворота Карамон - еще одно сооружение, приехавшее из токийского Дзодзё-дзи в 1647, причислено к национальным сокровищам.
Через эти ворота проходили только посланники императорского двора.
Дом настоятеля Ходзё Название не имеет отношения к клану Ходзё, и буквально обозначает пространство около 3 квадратных метров, достаточных для жилья. Здание привезено вместе с воротами Сомон из Киото в 1943 году.
По выходным с 5 до 6 часов вечера здесь проводятся бесплатные занятия для желающих помедитировать сидя, дзадзэн. Заказывать место надо заранее.
Позади здания находится сад работы Мусо Сосэки, (еще один сад его работы в Камакуре - Дзуйсэн-лзи) первый дзэнский сад, который он создал. Правда, в 2003 году сад в Кэнтёдзи пережил перепланировку, и из него исчезли азалии и ирисы.
Хансобо
(半僧坊,букв.пол-монаха) самое высокое место в Кэнтё-дзи, здесь синтоистские и буддийские стражи поставлены наблюдать и охранять монастырь.
Путь к хансобо начинается с тропинки слева от Ходзё. Дорожка ведет вдоль бамбуковой рощи, через несколько синтоистских ворот тории , по множеству извилистых каменных лестниц на кладбище, где заросшие мхом полуразвалившиеся надгробия сторожат собакольвы кома ину и лешие карасу тэнгу .
Тэнгу попали в Японию через Китай и Корею в 6-7 веках, вместе с буддизмом, упоминания о них есть и в синтоистских мифах.
Тэнгу (天狗, букв. небесная собака)- лесные божества. Они могут общаться с людьми без слов, обладают сверхъестественными способностями, могут перевоплощаться, летать, проникать в человеческие сны. Покровители боевых искусств, тэнгу прекрасно владеют оружием и чувством юмора, любят устраивать проказы, смеясь над чванливыми или самонадеянными монахами, наказывают тех, кто сознательно использует полученные знания и обретенную силу для славы или карьеры. Раньше они присматриавали не только за монахами, но и за самураями.
Они фигурируют и в исторических документах. Например в 1860 году правительство Эдо издало официальное обращение к тэнгу, призывающее их временно освободить некоторые горы на время визита сёгуна.
А эти бронзовые фигуры попали в Кэнтё-дзи относительно недавно, в 1890 году.
В тяжелый для буддийских храмов период после революции Мэйдзи, когда государственной религией вновь стал синтоизм, а прежняя система финансовой поддержки буддийских храмов разрушилась, даже Кэнтёдзи оказался под угрозой исчезновения.
И вот тут-то Аодзора Кандо (
霄貫道
), тогдашнему настоятелю монастыря, приснилось, что ему предложили пригласить в свой монастырь карасу тенгу из родственного храма Хококу-дзи в Сидзуоке. Проснувшись, он так и сделал, разместив привезенных тэнгу в лучшем для обзора месте.
Тут к тому же вовремя открылась линия железной дороги, ведущая из Токио в Ёкоску, и поток паломников к всеобщей радости двинулся в монастырь.
Во время второй мировой войны их как положено перелили на пушки, а потом отлили заново и вернули на место в 1979. 17 числа каждого месяца - день их почитания.
Комаину 狛犬- пара стражей, охраняющих место от злых сил. Слово комаину писалось изначально как 高麗犬, где 高麗 - японское название древнего корейского государства Когурё 高句麗. В эпоху Хэйан
(794 - 1185) фигура слева с открытой пастью называлась сиси (лев), или а-гё 阿形, фигура справа, у которой пасть была закрыта, - комаину, или ун-гё 吽形.
До сих пор в японском есть выражение а-ун но кокю (阿吽の呼吸) - "когда один выдыхает, другой вдыхает", означающее гармонию и взаимопонимание между двумя людьми, не требующее слов.
На самом верху за тэнгу на высоте 145 метров над уровнем моря, которое оттуда хорошо видно, находится храм, посвященный хранителю Кэнтё-дзи
Хансобо Дайгонгэн (半僧坊大権現).
Справа от него еще один небольшой храм Дзидзо-до, посвященный Дзидзо.
От него наверх идет полсотни ступенек на смотровую площадку.
Еще светло, можно не возвращаться к входу, а пройти по тропинке справа километра три по горе и спуститься к станции Камакура.
Как добраться до Кэнтё-дзи: JR , Yokosuka Line до станции Kita-Kamakura. Выйти не переходя линию и пройти полтора километра по прямой.
Открыт: ежедневно с 8:30 до 16:30
Вход: 300 иен |