Общий объем ресторанного рынка Японии оценивается приблизительно в 28.87 трлн. Американских долларов (USD/JPY 110 иен). Огромный рынок и кулинарные притязания населения предопределяют условия высокой конкуренции и стремительного развития в данной области. На фоне общего сокращения (0.8%) в 2005 г. Выгодно выделяется сектор фаст-фуда и тэйк-аута, который пользуется особенным спросом в обеденное время.
Ровно в полдень практически вся рабочая Япония выливается из небоскребов для того, чтобы получить калорийный и здоровый заряд энергии на послеобеденный забег. Большинство служащих предпочитают близлежащие рестораны или же приносят с собой заранее приготовленные «бэнто».
Однако в последнее время наблюдается «подозрительное» оживление вокруг ярко раскрашенных передвижных киосков- "ятай".
Предлагаю развеять наши подозрения и поинтересоваться деталями бизнеса на колесах.
Для того, чтобы выжить в бетонных джунглях жестокой конкуренции ресторанного бизнеса, послевоенным передвижным кухням пришлось эволюционировать в «Нео-ятаи», киоски нового поколения.
Средняя стоимость недорогого стандартного обеда
(под «стандартным» подразумевается японский обед, в который входят основное блюдо (мясо или рыба), суп-мисо, варенный рис, соленья и дополнительное блюдо (салат) и др. ) в Токио колеблется в размере от 6 до 10 долларов. Нео-ятаи же предлагают на площади в 8 кв.м кулинарию всего мира за 4 - 7 долларов.
Отличительное преимущество Нео-ятая заключается не только в относительно низкой цене, но и в международной экзотике предлагаемого меню, быстроте и качестве обслуживания.
Для того, чтобы привлечь побольше белых воротничков, современные киоски на колесах предпочитают действовать организованными группами от нескольких единиц до нескольких десятков и концентрируют свое внимание на деловых центрах Токио – Отэмати, Кёбаси, Гиндза и др.
Рабочее время нэо-киосков ограничено всего лишь тремя часами (!), за которые некоторым удается обслужить до 200 посетителей, что при средней цене 500 иен составляет примерно 100 тыс. Иен товарооборота.
Приведем несколько фактов о том, как начать бизнес на колесах на примере японских реалий.
Необходимые затраты – оплата права использования места, депозит, оборудование, реконструкция колес и самое главное - сама машина, которая обойдется в зависимости от модели и величины от 20 до 60 тыс., в первом случае – малолитражный минивэн, во втором – двухтонный крытый грузовичок. Таким образом, требуемый начальный капитал оценивается в 90 тыс. Долларов. Признаем, немало, но не больше нежели потребовалось бы на приобретение недвижимости и другие расходы для реального магазина. Естественно, в России эти затраты можно сократить в несколько раз (точные расчеты не произведены).
Далее приведем пример краткого SWOT ( Strength , Weakness , Opportunities , Threats ) анализа проекта передвижной палатки.
Strength (Сильные стороны/Преимущества):
Мобильность: Неограниченный охват торговой деятельности: при среднем пробеге 30 км в день зона охвата передвижного киоска превышает таковую стационарного в 30 раз. Легкость в привлечении новых клиентов Небольшой стартовый капитал Недорогое обслуживание Возможность незамедлительно начать продажи Вышесредняя скорость обслуживания клиента Отсутствие затрат на рекламу Др.
Weakness (Слабые стороны):
Ограниченная рабочая площадь: Ограниченность ассортимента Ограниченность запаса продуктов (есть возможность пополнения) Ограниченный товарооборот Зависимость от природных условий Др.
Opportunity ( Возможности )
Услуга «доставка на дом» Увеличение гаража Опробование новых товаров Франшиза: в Японии есть успешные прецеденты, в частности сладости. Наладка производства передвижных пунктов розничной торговли Др.
Threat (Угрозы)
Конкуренты Повышение требований санэпидемстанции Серьезное дорожно-транспортное происшествие Др.
Основываясь на вышеизложенном, можно заключить, что проект «Обед на колесах» располагает многими преимуществами, в первую очередь, мобильностью; главной слабостью можно считать ограниченность ассортимента, что сужает категорию потребителей и, соответственно, отражается на товарообороте и прибыли.
Однако, как мы прекрасно понимаем, решение многих задач в конечном итоге сводится к объему начального капитала. Располагая, предположим, 150 тыс. У.е., можно организовать 4-5 разных по содержанию машин с целью оценить/проанализировать потребности/желания потенциальных клиентов. Наиболее удачные будут детально рассматриваться с перспективой дальнейшего расширения. В будущем при условии разработки уникального ноу-хау открывается возможность развития сети франшиз, что может свидетельствовать о переходе в иную бизнес-модель и товарообороте других масштабов.
Теперь позвольте привести некоторые напутствия нашему обеду на колесах.
Стерильность как ключ к привлечению клиентов. Несмотря на жесткий санитарно-эпидемический контроль, все-таки, по-прежнему сохраняется предубеждение, что палатки, киоски и др. Уличные формы розничной торговли не блещут чистотой. Необходимо постоянно проецировать образ исключительной стерильности.
Выбор ниши и места. В любом розничном бизнесе первые три определяющих фактора – это место, место и место. Именно место приводит клиентов, у него свой характер, свой ритм жизни, свои вкусовые предпочтения и другие составляющие, которые необходимо тщательно изучить и соответственно строить свою стратегию, ценообразование и т.д..
Цикличность действий. Клиент должен прийти и остаться, для этого необходимо построить недельный цикл, чтобы пришедший в первый раз был уверен, что найдет нас в том же месте в тот же час. Следует построить четкий график передвижений.
Доверие людей не покупается, а накапливается с каждым новым лояльным клиентом. Необходимо гибко и индивидуально подходить к пожеланиям потребителей и их вкусовым предпочтениям, т.е. Если кто-то просит положить чего-то побольше или же не класть что-либо, ни в коем случае нельзя отказывать клиенту.
В окончание, учитывая популярность на все японское в России, хотел бы предложить идею японской кухни на колесах, где будут и суси, и ролы, и, возможно, даже тэмпура с такояки (осьминоги во фритюре). Согласно рейтингу AT Kearney наиболее привлекательным российским сектором для инвестиций в 2003 и 2004 гг. Считается область розничной торговли, наиболее потребляемая, из которых, безусловно, – пищевая, что косвенно указывает на открытые перспективы. |