Чтобы двигаться дальше, впереди обязательно нужна морковка, заветная мечта, чтобы хотелось до нее добраться, долететь, добежать, дойти, достать, доснять, дожить. Чтобы чудо, чтобы праздник, чтобы все-все-все, на что надеешься, для чего стараешься, что предвкушаешь, - по-честному сбылось.
Зимой хочется чудесного, зимой морковки не хватает, зимой придется несуетливо лакомиться запасенным за лето и осень, раз такая длинная, длинная такая зима.
"Молодой человек из хорошей семьи уединился с отшельниками на горе Митакэ. Как жаль его! Разлученный с родными, он каждый день на рассвете бьет земные поклоны, ударяя себя в грудь. И когда его близкие просыпаются от сна, им кажется, что они собственными ушами слышат эти звуки... Все их мысли устремлены к нему.
"Каково ему там, на вершине Митакэ?" - тревожно и с благоговейным восхищением думают они."
Сэй-Сёнагон "Записки у изголовья"
По японским представлениям, осень - период прекрасного аппетита сёкуёку-но-аки и красных кленовых листьев момидзи. Закусить и полюбоваться красными листьями клена, - национальное осеннее развлечение.
Закусить листьями можно не выезжая далеко, - в ресторанах, специализирующихся на тэмпура, момидзи, обжаренные в кляре, подаются как сезонное блюдо.
Полюбоваться листьями можно во многих местах, одно из них - Митакэ-сан.
Митакэ - четвертая по высоте гора города Токио - 929 метров, почти три токийские башни (333 м). Стоящий на ее вершине древний храм Мусасимитакэ-дзиндзя - известное место в истории горного буддизма. Туда и отправимся.
От одноименной станции Митакэ автобус за 7 минут добирается до остановки подвесной железной дороги . Это чудо техники построено в 1927 году, возит народ на протяжениии 80 лет.
Угол подъема - 25 градусов, 136 мест, протяженность около километра, проехав который за 6 минут, пассажир попадает на высоту 831 метр.
Там просторная смотровая площадка, по периметру стоят деревянные столы и скамейки, и масса лотков и грилей, где готовятся и продаются печеная форель, картошка, грибы.
Тут можно перекусить, любуясь панорамой гор, и погреться.
От смотровой площадки в разные стороны идут тропинки - в разные стороны, но, заблудиться трудно, везде расставлены схемы.
Можно просто прогуляться по периметру горы, пройти через деревню Митакэ и подняться в храм Мусасимитакэ-дзиндзя.
Путь к нему идет через лес из кедров, кипарисов, кленов, через 20 минут лес кончается, и открывается вид на деревню Митакэ.
В деревне, где, живет чуть больше ста человек, много деревянных домов, покрытых замшелой соломой, в них - гостиницы, баня, ресторанчики и сувенирные лавочки.
Еще одна достопримечательность деревни - священное дерево кэяки (дзельква пильчатая).
Ему 1000 лет, и оно до сих пор живое.
Но даже оно моложе храма Мусасимитакэ-дзиндзя.
История храма начинается с 90 года до нашей эры, когда мифический герой Ямато Такэру пришел на гору и зарыл там немного своего оружия. Первое слово в название храма мусаси пишется иероглифами 武蔵, что значит оружейный склад.
Следующий знаменитый посетитель, реально существовавший в истории, - буддийский священник Гёки, который поставил на горе в 736 году статую Дзао Гонгэна, божества, покровительствующего последователям культа сюгэндо горным аскетам ямабуси.
Дзао Гонгэн - божество даосов.
Японцы считают его божеством и синтоистским, и буддийским.
Вот японская легенда о том, как он стал покровителем ямабуси.
В 8 веке на горе Кацура, в уединенной пещере поселился отшельник Эн-но Одзуну, или Эн-но Гёдзя.
Он долго молился и все просил о небесных покровителях.
Которые ему по очереди и являлись.
Но ни богиня милосердия Каннон, ни будды Шакьямуни и Матрэйя не прошли отбор у упрямого монаха.
И тогда явился перед ним рязъярённый взлохмаченный демон.
Монах сначала струхнул, а потом понял, что это как раз именно то, что нужно, ведь с таким покровителем бояться некого и нечего.
Так Дзао Гонгэн стал лучшим другом ямабуси всех стран.
Хотя словом дзиндзя обычно обозначают синтоистские храмы, трудно отнести этот храм к синтоизму.
Как, впрочем и культ сюгэндо вообще, в котором переплелись синтоисткие представления о силах природы, и буддийские религиозные практики.
У начала ведущей в храм лестницы в 250 ступеней, стоят статуи дзидзо и огромные каменные надгробия.
В 1605 Токугава приказал, чтобы здания храма располагались входом на Восток, на его новую столицу, Эдо. А храм был обязан защищать замок и город нового владыки. Что и было сделано беспрекословно и с готовностью, посколько патронаж сегуна - вещь со свех сторон почетная и выгодная. Деньги на строительство 3 основных храмом Хайдэн, Окудэн, Хондэн были пожертвованы сегунатом.
До 1874 года, когда начался раздел синтоизма и буддизма, синбуцу-бунри, одно из печальных мероприятий эпохи Мэйдзи, - до этого времени храм считался синтоистским.
Двухэтажное здание сокровищницы построено в 1976, и там хранятся два предмета, признанные национальными сокровищами: ёрои - самурайские доспехи 12 века, пожертвованные храму в 1191 году самураем по имени Хатакэяма Сидэтада (это его статуя перед входом) и инкрустированное перламутром седло 13 века.
Огромные собакольвы комаину охраняют главный храм. За ним - сувенирный киоск, жилые помещения для монахов и паломников, рассчитанные на 30 человек. Говорят, ни одно место не пустует, но монахов не видно.
Спустившись по тропе справа, можно вернуться той же дорогой обратно, и у станции попробовать разные сорта вкуснейшего конняку в лавочке у автобусной остановки.
А если у вас в запасе весь день - можно подняться на соседнюю гору Одакэ-сан (1267 метров ) и, спустившись с нее, добраться до станции Окутама. Если не торопиться, это займет 5-6 часов, 12 несложных и приятных километров по горам и лесам.
Как проехать в Митакэ
1 час 40 минут от Синдзюку по JR: Синдзюку-Татикава (26 минут), на Татикаве пересадка до Митакэ (49 минут) |