О-есики - замечательный 3-дневный фестиваль с ночными парадами, начинающимися в 19:00, или 19:30, в зависимости от дня, и заканчивающимися заполночь.
Возможно, это покажется странным, но праздник посвящен смерти: 13 октября 1282 года скончался буддийский священник Нитирэн.
Считается, что в течении 3 дней, с 11 до 13 октября, душа его спускается и встречается с верующими.
Название праздника, お会式, так и переводится, - «торжественная встреча».
Около 3000 паломников, многие из которых для этого специально берут отпуск, съезжаются со всей Японии, выстраиваются в длинную процессию и, пританцовывая под звуки флейт и барабанов, двигаются по ночному городу к храмам секты Нитирэн.
О-есики проходит по всей стране, но токийские храм Икэгами-хонмон-дзи, где находится прах Нитирэна, и храм Кисимодзин, особенно почитаемы как места праздничного паломничества.
В группе паломников идут люди всех возрастов, есть и на инвалидных колясках, дети же едут на плечах родителей .
Каждая группа, "ко", обычно несет один или несколько фонарей мандо (万灯, букв. 10 000 факелов) и штандарты пожарных - матои (纏).
Мандо
Напоминающий по форме светящийсязонтик, мандо, изначально, -- некое подобие канделябра. Со временем трансформировшийся в искусно сделанную 5-ярусную пагоду, стороны которой украшаются изображениями из жизни Нитирэна, или иероглифами мантры Даймоку.
К верхней части такой пагоды прикреплены мягкие белые или розовые гирлянды, они подсвечиваются изнутри и плавно подрагивают в такт движению процессии. Эти украшения символизируют цветы сакуры, расцветшей в октябре в год смерти Нитирэна.
Матои
В эпоху Эдо, города охранялись дружинами пожарных из местного населения. На крыше охраняемого дома обычно стоял крепкий парень, держащий в руке такой штандарт. Штандарт пожарных иногда выносили на улицу во время праздников. При этом члены команды расплескивали кругом воду, изображая борьбу с пламенем. Нести матои было почетно, в качестве поощрения это поручали особо отличившимся.
Тяжеленным матои принято жонглировать. Прикрепленный к телу с помощью петли штандарт и удержать-то трудно, так что занятие это не для слабых.
Несущие матои с энтузиазмом соревнуются в мастерстве, играючи подбрасывая, поворачивая, опуская, раскачивая эти тяжелые и трудноуправляемые предметы.
В процессии несение матои поручается и детям, правда, размерами поменьше.
Все это действо обладает оглушительной энергией, к тому же подогреваемой изрядным количеством поглощаемого пива.
Пик праздника приходится на полночь с 12 на 13 октября, когда главный храм, Икэгами-хонмон-дзи, посещает более 350 тысяч верующих и туристов.
Траектория маршрута напоминает круг: сначала шестивие идет по улице, затем через главные ворота все входят в храм, совершают молитву и через боковые ворота выходят обратно в город.
Чтобы тут же с чувством выполненного долга продолжить праздник и отметить удачное завершение паломничества, они рассаживаются за столами у какой-нибудь из сотен палаток с едой, ятай, выстроившихся по случаю праздника по всему пути и вокруг храма.
Чего только тут нет : окономияки, такояки, ояки(пирожки из гречневой муки с овощной начинкой), куриные шашлычки якитори, жареная лапша якисоба, рассыпчатые картофелины с маслом дзяга-бата , жареная лапша якисоба, печеные кальмары, вареная кукуруза, леденцы …
Есть и много палаток с детскими играми: на ночь О-есики всегда собирается множество детей. Для них устроена ловля золотых рыбок и игрушек, тир, забросывание мячей, серсо,,,.
История храма, в который направляются паломники, Хонмон-дзи, насчитывает более 7 веков.
Наряду с храмом Куон-дзи в Минобу Икэгами Хонмон-дзи считается главным среди 5000 храмов секты Нитирэн.
Храм, основан Нитирэном незадолго до смерти, в 1282 году. Икэгами Мунэтака пожертвовал для этого землю размером 69 384 цубо (около 210 000 кв.м) – число, равное числу иероглифов в сутре Лотоса. В марте 1945 года храм был разрушен бомбардировкой и восстановлен на пожертвования верующих.
Войдя на территорию храма через ворота Ниомон, паломники проходят мимо Сосидо, храма, где хранится статуя Нитирэна, сделанная его учениками на 7 годовщину смерти, она считается важной культурной ценностью Японии.
В главном храме (Хондэн), позади Сосидо, находятся статуи Будды и четырёх боддхисатв, - там проводятся праздничные церемонии.
Позади расположено небольшое здание в форме восьмигранника, целиком выполненное из хиноки , японского кипариса. Это построенный в 700 годовщину смерти мавзолей Гобё-сё, где находится прах Нитирэна.
Кроме того, на территории храма
находится еще несколько интересных строений.
Например, старейшая пятиярусная пагода в Японии. Она построена в 1608 году, имеет высоту около 30 метров, выдерживает землетрясение силой в 7 баллов и считается национальной культурной ценностью.
В построенном в 1784 году хранилище Кюдзо находятся старинные буддийские рукописи.
На месте кремации Нитирэна - зал Хото, единственное здание такого рода в Японии.
Как добраться до Икэгами хонмон-дзи:
10 минут пешком от станции Икэгами линии Tokyu Ikegami,
8 минут от станции Ниси-магомэ линии Toei Asakusa,
5 минут от автобусной остановки «Хонмон-дзи-маэ», (автобус от станции Омори, линия JR Keihin-Tohoku, до Икэгами. |