Часть 2: Мавзолей Тайю-ин
...10 минут ходьбы, и мы в Тайю-ин, мавзолее-усыпальнице третьего сёгуна Токугава Иэмицу. Пара ориентиров на пути в Тайю-ин : большие красные ворота, тории, ведущие в синтоистский храм Футара-сан-дзиндзя, как только их увидите, знайте, что вы у цели. Кроме того, Тайю-ин расположен левее от Тосегу, мавзолея первого сегуна Токугава Иэясу.
Кстати, первый сегун, Иэясу, хоть и самая известная персона клана Токугава, но его внук, Иэмицу (1604 - 1651), погребенный в Тайю-ин, сделал для страны не меньше. Именно Иэмицу обеспечил прочность центральной власти, введя систему заложничества санкин котай. При этой системе всем крупным землевладельцам, вассалам Токугава, даймё, предписывалось проводить каждый второй год при дворе сёгуна, а перед возвращением оставлять при дворе членов своей семьи, в качестве гостей-заложников. Иэмицу в 1639 г. закрыл страну для иностранцев,
(лишь голландским купцам позволено было продолжать торговлю с Японией)
положив начало сакоку дзидай - периоду изоляции Японии от внешнего мира, длившемуся до 1868 года. Заодно ему удалось и запретить христианство. Иэмицу обеспечил дальнейшее процветание своего клана, достроил мавзолей Иэясу, продолжая дело своего отца, второго сёгуна, Хидэтада. Он боготворил своего деда, и велел построить свой собственный мавзолей по образцу Тосёгу, но скромнее.
Строительство Тайю-ин началось в 1652 году и завершилось в рекордное время - через 14 месяцев.
Сразу за первыми воротами, которые называются Нио-мон, находится суйбанся прямоугольный колодец для омовения рук. Он находится под навесом, на внутренней стороне которого нарисован дракон. В хорошую погоду видно, как этот дракон плавает в воде всем своим отражением.
Длинная широкая каменная лестница, вокруг которой возвышаются огромные японские кедры, ведет ко вторым воротам, Нитэнмон, или воротам Двух небес.
По обеим сторонам ворот находятся статуи стражей, Комоку-тэн и Дзикоку-тэн.
Это, пожалуй, самое нарядное место в Тайю-ине, напоминающее мавзолей Иэясу.
Третьи ворота, Ясямон, названы в честь четырех статуй яся, от индийского Яша, божеств, которые превращаются в демонов при виде неверующих.
За этими воротами, как можно догадаться, стоят еще одни, Кара-мон, или Китайские ворота, самые маленькие, самые изысканные. Под их сводом - пара резных журавлей.
Кстати, журавль и черепаха - символы долголетия, причем, журавль (цуру) - это 1000 лет, а черепаха (камэ), 10000 лет спокойной жизни. И до сих пор каждый японец знает: чтобы отпугнуть беду, или неудачу, надо несколько раз произнести "цуру-камэ, цуру-камэ".
Момидзи, или красные японские клены, растущие рядом с воротами Нитэн-мон, имеют свое название "Ситихэнгэ-но-момидзи" (Клены Семи перемен), потому что их листья осенью меняют семь отттенков, от зеленого до красного.
Что касается внутренних храма паломничества (хайдэн) и главного храма (хондэн), находящихся за этой вереницей ворот, и самой усыпальницы, их расположение почти копирует мавзолей первого сегуна, Иэясу, - Тосёгу.
Справа от главного храма - необычные ворота Кока-мон, ведущие в усыпальницу. Вход туда закрыт. Это и правильно. Хотя про ворота еще: их иногда называют Ворота Рюгу-мон, посколько они по стилю напоминают ворота сказочного подводного царства, в которое героя японских сказок, Урасима Таро, отвезла благодарная черепаха.
Сказка про черепаху и Урасима Таро.
Жил-был рыбак по имени Урасима Таро. Однажды он увидел, что дети поймали на берегу черепашку и мучают её. Урасима Таро отобрал у них черепашку и отпустил обратно в море. Вскоре приплыла к берегу черепашкина мама и в благодарность за доброту Урасима Таро предложила отвезти его в подводный волшебный замок, где жила принцесса Ото-химэ.
Урасима Таро согласился и прекрасно провел три года в волшебном замке, живя в веселии и роскоши. Но потом заскучал и сообщил принцессе, что ему пора домой. Отпуская его, она на прощание подарила ему волшебный ларчик, таматэ-бако, но предупредила, что он ни в коем случае не должен открывать, ибо грозит это непредсказуемыми последствиями.
Вернулся Таро в свою деревню, - все там изменилось, никто его не узнал, и он не знал никого из живших там людей. Пригорюнившись, решил открыть все-таки ларчик Ото-химэ. И как только он это сделал, - поднялся оттуда белый дым, окутал этот дым его целиком, а когда рассеялся - сидел Таро все там же, только прератился он в седого дряхлого старца. В общем все оказалось куда серьезнее , чем в случае с Садко или с золотой рыбкой.
Тайюин - место, где можно провести в созерцании и думах о бренном минут сорок, затем неторопливо выйти и отправиться в полуторачасовую прогулку через лес, навстречу одушевленным и не очень, но интересным лесным обитателям.
(продолжение следует)
|