Как известно, один из способов избавления от хлама - перепродажа. Для этого есть сайты "Yahoo auctions" и "Ракутэн-итиба".
Раньше основным пространством, где граждане оттачивали необходимый жизненный навык, были городские барахолки.
Они по-прежнему и существуют.
Их история и традиции связаны в Токио с разными известными местами - с Акихабарой, например, или с самым густонаселенным из 23 центральных районов - Сэтагая.
Ежегодная новогодняя барахолка Сэтагая боро-ити, праздник и культурное событие, собирающее более 200 тысяч посетителей, проходит под открытым небом.
На узком пространстве в 500 метров между улицами Сэтагая-дори и Комадзава-коэн-дори устроено около 700 прилавков, вдоль которых флуктуирует вышеозначенная толпа.
Впервые мероприятие было организовано 432 года назад.
Краткая история Сэтагая боро-ити
В 1570-е годы Токио на карте даже не намечалось, на месте Сэтагая стоял замок, принадлежавший даймё из клана Тодзё, по имени Кира Удзитомо. Вокруг замка рос городишко. Там же находилась одна из станций Косю-кайдо, дороги, соединявшей две провинции: Мусаси (нынешние префектуры Токио, Сайтама и восточная часть Канагавы)и Сагами (восток Кананавы).
В 1578 году Удзимаса, 4-ый даймё одаварского клана Ходзё, во власти которого находилась территория, сам не того не ведая, осуществил в Сэтагае маниловскую мечту, построив “по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян...”
В лавках, которые открывались каждый месяц на 3-6 дней, продавали отремонтрированный сельхозинвентарь и залатанную одежду для работы в поле, "нораги", еду, полезное, недорогое и пригодное еще к использованию старьё. Торговля не облагалась налогом, что тоже для того времени было передовым. За порядком присматривал ставший зятем Ходзё Удзимаса Кира Удзимото.
Так в 6-ом году эпохи Тэнсё появился Сэтагая ракуити, первый tax-free для хозяйственных японских крестьян.
Рынок рос в трудное время в неблагоприятном окружении, - весь век 16-ый японские провинции воевали друг с другом постоянно и везде, но уложились к началу 17-го.
В 1590 году в сражении при Одавара клан Ходзё сдался Токугаве.
Злые языки приписывают поражение не в меру сильному увлечению Ходзё сельским хозяйством во время, когда главным предметом было военное дело. Так или иначе, Ходзё сдал Одавару, Кира бежал в Кадзуса, замок в Сэтагая сожгли, рынок, естессно, разгромили. Одного за другим победив остальных друзей и соратников, Токугава стал в 1600 году великим сёгуном, вернул Кира в Сэтагая и вверил прежний участок, сделав своим наместником.
Через 3 года, в 1603, Токугава перенес столицу из Киото в Эдо, современный Токио. Рынок в Сэтагая к тому времени возродился и расцвел под именем Сэтагая боро-ити, а Кира в том же году почил и похоронен тут же на кладбище.
Дальше была длинная эпоха, когда в стране воцарился мир и порядок.
Сэтагая в то время не входила в столицу. Это была местность, объединявшая 42 деревни.
Львиная доля ее, 20 деревень, принадлежала клану Хиконэ и была под властью клана Ии (потомок которого подписал в 1868 году американо-японский Договор о дружбе и торговле и затем был злодейски прибит недалеко от Сакурадамон). Непосредственно управляли ей потомки главного вассала Кира, - клан Оба, а первому управляющему из этого клана по имени Оба Моринага, было всего 15 лет, когда он получил титул дайкан и вступил в должность. В его обязанности входили сбор налогов, обеспечение ежегодных мероприятий клана Хиконэ, начиная от новогодних украшений и боро-ити и заканчивая укреплением берегов Тамагавы от разливов и помощью жертвам наводнений
Вместо разрушенного замка в Сэтагая Оба построили Дайкан-ясики, - большой дом с соломенной крышей, жили натуральным хозяйством. Известны в наши дни под фамилией Нобукуни.
Дом восстановлен(!) в 1753 году и открыт для туристов.
Так же как любопытный музей за ним, рассказывающий изумленному посетителю о жизни Сэтагая, начиная со времен палеолита.
С наступлением Мэйдзи и после Великого землетрясения в Канто 1923 года до середины 30-х годов рынок продолжал разрастаться: в период расцвета количество лавочек под открытым небом достигло 2000, появился театр, устраивались представления.
Хотя при желании здесь по-прежнему можно экипироваться до зубов и достойно встретить трудовую весну на пашне, традиционные нораги и заточенные под местное земледелие серпы-молотки неумолимо вытесняются другими товарами.
Бобы, арахис, соленья и сладости, украшения, игрушки, горшки с растениями и без, прочие полезности необходимы теперь горожанам.
Которые тоже волокут из домов на продажу разные удивительные вещи.
Какая же барахолка без разного домашнего старья?
Тюки нераспроданных платков, лежавших с прошлого века полотенец, наваленная кучами старая одежда, висящие на высоких вешалках кимоно, и над всем - сладковато-затхлый запах "каби", плесени, что водится в старых домах с татами, неуместный в красивом респектабельном городе запах забвения.
Зато почти наиновейшее и почти даром! Разнобой озадачивает: бессознательно начинаешь искать какую-то логику в устройстве прилавков, где ржавые тесаки соседствуют с фарфоровой посудой, шубы - с пирожными. На вырученные деньги можно тут же приобрести нужные вещи.
Волнуют воображение усыпанные камнями гаремных размеров, пришпиленные к бархатным щитам серебрянные перстни. Лица людей, склонившихся к лотку, режет бликами взятый кем-то в руки хрустальный бокал. Ожидают покупателей многометровые ковры кактусов. Заодно везде жарится, варится, печется, парится еда. Поражает терпение продрогших голодных энтузиастов, готовых стоять 2-3 часа за "дайкан моти", сладкой лепешкой и жареной лапшой в одной упаковке. Унылый запах старья перебивает пряный аромат карэ-райсу от больших дымящихся кастрюль на углу: в почти конвейерном ритме его разливают на порции, подают струящейся вдоль прилавков очереди.
Прикупив задешево нужного товару впрок и потолкавшись, следует вспомнить и о сувенирах. Например, здесь в изящных сосудах из тыквочек продается острый красный перец ситими тогараси, - им можно украсить и стол, и почти любое блюдо. Или еще что-нибудь.
Сэтагая боро-ити-мацури
Время проведения: ежегодно 15-16 января и 15-16 декабря Продается: антиквариат, книги, растения и еда Проезд: до станции: Shibuya линии метро или JR, автобус до Камимати(конечная остановка)