Храмы Камакуры: Сасукэ-инари
    26.06.2007

Камакура: летний маршрут станция Кита-Камакура - Дзёти-дзи - Кудзухараока-дзиндзя - Дзэниараибэнтэн - Сасукэинари-дзиндзя - Ямабуси-но-какурэсато - Камакура Дайбуцу - Юигахама.

Из пещеры в храме Дзэниараибэнтэн можно выйти сквозь вереницу каменных ворот справа, пройти метров 20 и еще раз повернуть направо, подняться по узкой тропинке и идти прямо по единственной дороге до камня-указателя. Повернув от него направо, вы окажетесь в храме Сасукэ-инари-дзиндзя, который так же, как и Дзэниараибэнтэн, обязан своему появлению вещим снам Минамото Ёритомо.
Вход в него - одно из самых красочных в Камакуре мест.


История храма связана с именем Минамото Ёритомо (1147-1199) и его победой над домом Тайра.

Дом Тайра и дом Минамото были кровными родственниками, но для Ёритомо не было более ненавистного противника, чем Тайра.
Оба дома возникли в эпоху Хэйан (794-1185), когда при дворе императора жили десятки детей, рожденных от многочисленных наложниц. В целях экономии расходов на содержание двора их лишали статуса принцев крови и давали титулы аристократов.
Так, дети 50-го императора, Камму, получили титул тайра-но-асон ( 平の朝臣
), а дети 52-го императора, Сага, - титул минамото-но-асон ( 源の朝臣 ). К тому же, оба титула могли произвольно даваться отпрыскам одного императора. Когда обе спортивные команды подросли, завязалась кровавая битва. Победителем из которой вышел закаленный как сталь Ёритомо.

Исторические особенности японской национальной закалки - тема отдельная, но рассказы о Камакуре были бы неполными без этой составляющей. Посему, несколько слов о славных стоителях города К. на примере Ёритомо.

Насколько трудным было его детство можно представить, вспомнив отношения между родственниками в этой семье.
Отец его, Ёситомо (1123–1160), был первым из Минамото, поселившимся в Камакуре.
Ёситомо завоевал соседнюю провинцию, Сагами, потом напал на своего брата Ёсиката в провинции Мусаси, потом на другого своего брата, Ёриката, потом на собственного отца. Затем в смуту годов Хогэн (1156) опять воевал на стороне Тайра против родственников, победил отца и собственноручно обезглавил пятерых младших братьев. Через несколько лет выступил против своих хозяев из дома Тайра, был разбит и бежал на восток, где был схвачен и убит своими же вассалами. 13-летнего Ёритомо схватили и привезли в Рокухара, ставку Тайра в Киото, приговорили к смерти и сообщили день казни, но в конце концов казнь заменили ссылкой. Таким образом Ёритомо чудом уцелел. Не в последнюю очередь его спасло самообладание и достоинство, с которым он держался.

Вопреки собственным обещаниям и ожиданиям окружающих, Ёритомо не ушел в монастырь, чтобы молиться о душах родственников, - в ссылке он тихо продолжил прохождение курса молодого бойца, собирая силы и союзников для реванша над Тайра. Женившись на дочери присматривавшего за ним Ходзё Токимаса, он и в лице тестя получил сильного союзника. И через двадцать лет, проведенных в изгнании, точно рассчитав момент, вступил в главную битву своей жизни. За несколько лет он расправился со всеми своими противниками из дома Тайра, а потом, заодно, лишил жизни и 2 своих братьев, Ёсинака и Ёсицунэ, до этого помогавших ему в борьбе против Тайра. Так закалялась сталь.

После победы он получил от императора титул верховного главнокомандующего 征夷大将軍 сэйи тайсёгун, перенес свою ставку в Камакуру в 1992 и стал фактически военным правителем страны. Он упал с лошади в 1198 и умер через год, сыновья не смогли заменить его. Cозданный им военно-политический механизм, сегунат, пережил Ёритомо на семь веков, а его стиль в достижении цели в Японии и теперь живее всех живых.

Вернемся в храм Сасукэ-инари-дзиндзя и к снам Ёритомо.

  " После гибели отца Ёритомо, как сына мятежника, отправили в ссылку. Двадцать раз сменились с тех пор весна и осень. Как же случилось, что Ёритомо, столь долго мирившийся со своей печальной судьбой, вдруг решил теперь поднять мятеж против Тайра?"

«Повесть о доме Тайра »

Там же упоминается, что «подвиг его на это преподобный Монгаку, настоятель храма Такао», но, главным образом, триумфальное шествие Ёритомо по стране предопределили боги. В «Повести» упомянуты четверо: бог войны Хатиман, боги Ицукусимы, Касуга и Такэути.
За кадром остался Инари, который в образе седовласого старца в течение трёх дней являлся во сне Ёритомо и беседовал с ним, призывая сразиться с Тайра. Под конец Ёритомо спросил старца: "Кто ты?" Тот ответил: "Я бог Инари, веду жизнь отшельника в Киото". Когда Ёритомо внял призывам и разбил Тайра, он велел самураю по имени Хатакэяма Сидэтада построить храм в благодарность. Название храма - Сасукэ-Инари, то есть Помогающий Инари.

Вообще, Инари, это синтоистское божество плодородия, чаще принимает образ женщины и лисы, нежели старца, явившегося Ёритомо. Главные помощники Инари - лисы, они всегда сопровождают его, в храмах, посвященных Инари, у алтаря ставится пара лисичек. Инари связывают с буддийским божеством Дакинитэн, которое изображается в виде сидящей на белой лисице богини.

Инари помогает собрать хороший урожай, вылечивает от бесплодия, зубной боли, кашля и сифилиса. Она также покровительствует актерам и проституткам, раньше храмы Инари и статуетки лис ставили у веселых кварталов.

Кроме того, у Инари принято просить об исполнении желаний. Для того, чтобы просьба дошла до Инари, необходимо задобрить лисичек подношениями из риса и сакэ, самое любимое их лакомство - жареный тофу.

В Сасукэ-инари слева от храма есть тропинка на вершину горы - слева раньше располагалась тайная деревня ямабуси.

Поднявшись по крутому склону наверх, вы попадете на вполне ровную и приятную дорожку, которая через минут 15 выведет к статуе Большого Будды, а оттуда - к морским пляжам Камакуры.

TOKYO4U © 2024