Храмы Камакуры: Дзёти-дзи и Кудзухараока-дзиндзя
    18.06.2007

Камакура: летний маршрут станция Кита-Камакура - Дзёти-дзи - Кудзухараока-дзиндзя - Дзэниараибэнтэн - Сасукэинари-дзиндзя - Ямабуси-но-какурэсато - Камакура Дайбуцу - Юигахама.

Пока лавина любителей гортензий осаждает Мэйгэцу-ин, можно спокойно насладиться безлюдным пешеходным маршрутом по горам и лесам Северной Камакуры.
В 250 метрах от станции Кита-Камакура и рядом с храмом Токэй-дзи стоит храм Дзёти-дзи, а слева от его входа начинается дорожка, которая гордо называется Кудзухараока хайкингу косу (пеший маршрут Кудзухараока) и ведет в леса к храму Кудзухараока.

Затем путь лежит к храму, где все с увлечением отмывают деньги, - Дзэниараибэнтэн, потом, через змеиную тропу, к храму лисичек Сасукэ-инари, где можно полюбоваться на сияющие свежестью после дождя синтоистские ворота и мох, потом совершить крутой, но недолгий подъем на холм, где находилась тайная деревня ямабуси, и выйти к статуе Большого Будды в храме Котоку-ин. Откуда рукой подать до пляжей, уже обустроенных и готовых принять всех желающих мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться.

На протяжении лесной части маршрута мне по пути повстречалось всего несколько человек, не считая, конечно, посетителей храмов, что, согласитесь, редкая роскошь в летний выходной день.

Дзёти-дзи, храм секты РиндзайНачало пути - Дзёти-дзи, храм секты Риндзай, четвертый среди Пяти главных дзэнских храмов Камакуры.
Основан в 1283 году, в память об умершем с возрасте 29 лет Ходзё Мунэмаса, его женой и сыном. В период расцвета на территории храма находилось 11 строений и жило около 500 монахов. Ни одно из зданий не сохранилось, а то, что видит ныне пешеход, построено после Великого землетрясения Канто в 1923 году.
Достопримечательность храма - необычные двухъярусные ворота с колоколом наверху. Четыре окна в форме колокола, катомадо, в дзэнских храмах - символ цветка лотоса. Сам колокол отлит в 1340 году, а крыша над ним украшена фамильным гербом клана Ходзё.

Еще в Дзёти-дзи есть один из 10 колодцев Камакуры, Канро-но-и, или колодец сладкой росы, впрочем, оценить вкус воды могут сейчас разве что лягушки, отдыхающие в тине, которой он живописно зарос.


Пройдя от храма минут пять мимо бамбуковых заборчиков и калиток чьих-то дач по тропинке слева, попадаешь на заросшую лесом горную тропу. После утреннего дождя от земли поднимается пар, пахнет травой. Путь среди причудливого кружева корней, под неумолкающее пенье сводного птичьего хора приводит минут через 20 к небольшому синтоисткому храму Кадзухараока-дзиндзя, который в этом году отстроен заново.

Фотография слева сделана в мае прошлого года, справа - новая версия. Храм лишился бубенчика, может быть, его еще не успели повесить. Но вход по-прежнему бесплатный, вокруг ни души.
История храма связана со смутным временем конца камакурского сегуната. В 30-е годы 14 века император Годай-го попытался свергнуть камакурский сёгунат и вернуть себе власть. Среди его сторонников был некто по имени Хино Тосимото, который, одевшись монахом, бродил по окрестностям Киото и Осака, вербуя сторонников для участия в перевороте.
Об этом узнали в Камакуре, и в 1324 году Хино Тосимото был схвачен по обвинению в организации заговора, привезен на суд в Камакуру, но затем оправдан и отпущен в Киото.

Император Годай-го, так же, как и прощенный Хино, не оставили идею переворота. Заручившись тайной поддержкой ямабуси, воинов-монахов главного храма секты Тэндай, Энрякудзи (на горе Хиэй в окрестностях Киото), настоятелем которого был никто иной, как сын императора, принц Моринага.

В 1331 году, когда день переворота был назначен, так же, как и 7 лет назад, о заговоре узнали в Камакуре, схватили на сей раз обоих. Хино приговорили к смертной казни, а императора Годай-го сослали на остров Оки, рядом с префектурой Симанэ.
(Этот остров на протяжении более тысячи лет служил тюрьмой, в период 724-1868 на нем побывало в заключении более 2000 человек, включая пару императоров).

А приговоренного к смерти Хино казнили 3 июня 1332 на том самом месте, где сейчас стоит этот храм.
Перед тем, как расстаться с жизнью, он прочел свое последнее танка.

Я умру, исчезну словно роса, но горечь (этой росы) останется навсегда.

После чего ему отрубили голову и похоронили неподалеку, в нынешнем парке Гэндзи-яма, могила сохранилась до сих пор.

Следуюший, 1333-ий, год, до которого немного не дожил Хино, стал последним в полуторавековой истории камакурского сёгуната. Войска сторонников императора, Нитта Ёсисада и Асикага Такаудзи, разгромили армию Ходзё и захватили Камакуру. Около 870 самураев разбитой армии совершили коллективное сэппуку возле храма Хокайдзи, а еще пять сотен скрылось в храме Котоку-ин, и там погибло под обломками во время очередного цунами.

Императорская власть была, наконец, восстановлена. На целых три года.
После чего Асикага Такаудзи захватил власть и стал первым сёгуном клана Асикага. Наступила эпоха Муромати. Все так. Из истории как из песни, слова не выкинешь, так что не верьте японцам, когда они песни о дружбе поют. Такое душевное качество, как доверчивость, здесь исторически наказуемо. Правда, преданность, пусть иногда и с некоторым запозданием, ценится. В историческом масштабе. Взять хотя бы сам этот храм - его построили по желанию императора Мэйдзи в 1888 году, через пять с половиной веков после смерти Хино, в благодарность за верность императору. Кстати, император Мэйдзи не забыл и принца Моринага, построив тут же в Камакуре храм и в его честь, но это уже другая история.

В общем, спустившись из храма Кадзухараока по ступенькам вниз, можно погладить спящих там кошек и продолжить путешествие к храму Дзэниараибэнтен.

(продолжение следует)

TOKYO4U © 2024