Сёгун на тринадцать днейВ Японии существует поговорка: "Акэти-но тэнка-микка"("Царствование Акэти - три дня", аналог нашей поговорки "Халиф начас". Но мало кто знает, что происхождение этой поговорки тесно связанос военной историей Японии и в частности с именами Акэти Мицухидэ, ОдаНобунаги и Тоётоми Хидэёси. Акэти Мицухидэ (1526 - 1582) - военачальник XVI века, активный участниквойн Сэнгоку дзидай, один из ближайших сподвижников Ода Нобунага.Участник завоевательных походов в провинцию Оми, осады замка Сакамото идругих. В 1569 - 1573 гг. выполнял особо ответственные поручения Нобунага вкачестве посредника между ним и последним сёгуном из династии Асикага - Ёсиаки. В 1588 году Нобунага вел военную кампанию против одного из крупнейших японских феодалов того ремени - Мори Тэрумото, владения которого занимали всю западную часть острова Хонсю и составляли десять провинций, или почти одну шестую часть территории страны. Командовал войсками ближайший сподвижник Нобунага - Тоётоми Хидэёси, который с армией в 20 тысяч воинов прибыл в район боевых действий: в провинцию Биттю. Оценив обстановку, Хидэёси направил Нобунага письмо, подробно обрисовав ситуацию на фронте, сообщил о соотношении сил, сложившемся не в пользу армии Нобунага, и просил прислать подкрепление для нанесения решающего удара в районе города Такамацу, где были сосредоточены главные силы Мори. Нобунага получил письмо от Хидэёси в тот момент, когда собирался изсвоего замка в Адзути, бывшего главной резиденцией и опорной военной базой, отправиться в столицу - Киото. Ознакомившись с письмом, он приказал Акэти Мицухидэ немедленно собрать войско и выступить в поход на помощь Хидэёси. Сам Нобунага после посещения столицы также хотел прибыть к месту боевых действий. В Киото Нобунага, как обычно, остановился на ночлег в храме Хонно-дзи.Но если при прежних посещениях столицы его, как правило, сопровождали несколько тысяч самураев, то на этот раз телохранителей было почему-то не более ста. Акэти Мицухидэ тем временем собрал войско в 10 000 чел., подобрал преданных лично ему людей из командного состава и двинулся в путь - только не на западный фронт, как ему было приказано, а в сторону столицы. На рассвете 1 июня 1582 года его войска вошли в столицу,окружили храм Хоннодзи и бросились на штурм. Многократный перевес в силах предопределил исход битвы. Ода Нобунага,чтобы не попасть в плен к предателю, покончил жизнь самоубийством, сделав сэппуку, как того требовал самурайский обычай. Мицухидэ с войском поспешил в замок Адзути. Разрушив его, он вернулся в Киото, получил аудиенцию у императора и провозгласил себя сёгуном.Узнав об этом, Хидэёси стремительно перебросил свою армию в Киото.Войска Акэти были разгромлены, а сам он убит. Все эти события совершились в течение тринадцати дней. О мотивах этого, одного из самых известных в истории самураев, предательства есть несколько версий. Одна из них - обида на Нобунагу, который, вопреки уговорам Акэти,атаковал и убил даймё Хитано Хидэхару, после чего была казнена мать Мицухидэ, находившаяся в заложницах у этого феодала. Другой причиной смертельной обиды могло стать решение Нобунага передать провинцию Тамба и уезд Сига в провинции Оми, которыми владел Акэти, в собственность своего младшего сына - Нобутаки. Взамен Акэти были обещаны две новые провинции - Идзумо и Ивами на северо-западе Хонсю, ноих ещё надо было завоевывать. Другая версия - настоящий заговор с целью захвата власти, тщательно спланированный, точно и искусно выполненный. Однако Мицухидэ не смог заранее заручиться поддержкой противников Нобунаги, а Хидэёси оказался слишком быстр и решителен. Как бы то ни было, на самом деле память об этих событиях и Акэти Мицухидэ сохранилась в Японии в указанной пословице и в прозвище,которое за ним закрепилось, - Дзюсан кубо (Сёгун на тринадцать дней). http://www.japantoday.ru/
|