Синбидзюцукан: новый центр искусств в Токио
    21.02.2007

Токио не перестает радовать жителей и гостей подарками.
Один из них - Национальный центр искусств (Кокурицу Синбидзюцукан). Общая площадь музейного пространства, расположенного в одном из самых густозаселенных и дорогих районов Токио, Роппонги, - 48 000 кв.м.

Музей открыт ровно месяц назад, у касс растет и греется неиссякающий хвостик очереди.

Здание построил архитектор Курокава Кисё, его выставка разместилась в одном из залов. По словам автора, это первое в мире архитектурное сооружение, созданное специально для проведения временных экспозиций, позволяющее проводить выставки, организуемые как кураторами, так и творческими союзами, быстро и легко менять их и проводить несколько одновременно.

Помимо функциональности, площади и т.п., здание красиво. В нем приятно просто быть, рассматривать игру солнца и теней, любоваться легкостью и гармоничностью пространства.

Высота потолка у входа - 21, 6 метров, внешние стены здания сделаны из похожих на чешую пластинок зеленоватого стекла. Это специальное энергосберегающее стекло, оно полностью поглощает и солнечную жару, и ультрафиолетовые лучи. Отражая деревья, дома, прочие предметы привычной цивилизации, стекла связывают это инопланетное здание и с окружающим пейзажем.


В здании 4 этажа. На них - 10 просторных выставочных залов с пятиметровыми потолками каждая площадью 1000 кв.м. В каждом - 20 передвижных панелей, периметр зала около 370 метров.
Кроме этих 10 залов, на первом и втором этаже есть еще два зала площадью по 2000 кв.м.

библиотека книг по искусству
Есть библиотека, близкая к домашней по простоте использования: заходишь, берешь любую книгу с любой полки и садишься читать. Сколько в ней фотоальбомов! - можно целый день провести, рассматривая большие, хорошо напечатанные фотографии.

место отдыха между залами

Да еще 5 выставочных зон под открытым небом, они пока пустуют, но посетители, осматривающие выставки внутри, могут по пути отдохнуть вот в таких местах отдыха между залами, наблюдая внешнюю экспозицию.

Лекционный зал

Есть большая аудитория и 3 лекционных зала поменьше, это один из них.

Ну и, конечно, есть, где поесть:три кафе, изысканный французский ресторан, от Paul Bocuse, - очередь к которому, человек в 100-150, заботливо рассажена почти по всему периметру 3 этажа.

Ресторан на третьем этаже

В подземном этаже есть еще музейный магазин, до которого я так и не добралась...

Еще в очереди у кассы удивилась, почему билеты продаются отдельно на каждую из двух платных выставок, и нет, как обычно в других музеях, комбинированного билета, позволяющего посмотреть всё. В очереди оживленно выбирали, на какую из них пойти.

Первая - выставка, с которой музей открылся, - "Обитая в материальном мире: "Вещи" вещи в искусстве 20 века и не только".

Вторая - "Париж глазами иностранцев 1900-2005" - предоставлена парижским Центром Помпиду и посвящена иностранным художникам, работавшим в Париже в XX веке.

В конце очередь, несмотря на неувядающую любовь японцев ко всему французскому, раздваивалась у двух касс примерно поровну, иностранцы, в основном, выбирали "материальный мир"
"Парижа этого в Токио, и так завались" - в духе члена кружка юного любителя искусства при пушкинском, подумала я, "а японцы наверняка понятно объяснят, что ценного в современном искусстве, которое я все равно до сих пор не очень понимаю".

Посмотрев эту выставку, порадовалась, с какой логикой и по существу построена экпозиция, как внятны и красивы тексты на пояснительных панелях, ведущих зрителя по странному миру абстрактого искусства. Получила ответы на многие свои вопросы о современном искусстве, которые и задать-то было до этого некому...К тому же порадовалась за державу, посколько увидела работы Родченко, Татлина, Эл аЛисицкого, наши киноафиши, плакаты, советскую документальную хронику...

Рассказ про эту интереснейшую выставку оставлю за рамками знакомства с музеем. Скажу лишь, что все в этом музее, начиная с выставки, не похоже ни на что, что я видела раньше.
Не похоже по размеру: площадь только одной этой выставки 6 000 кв.м, причем, ее обходишь на одном дыхании, не чувствуя усталости и не утрачивая интереса.

Не похоже по форме подачи художественного материала: даже тексты на панелях и в памфлетах составлены отдельно - для японцев и для англоязычной аудитории, с учетом разницы восприятия.,

Не похоже по удивительному миру произведений искусства, находящихся там: фотограф Ман Рэй, представлен своими скульптурами из утюгов и швейных машинок, например, а среди множества изображений и объектов есть выкипающая вода, настоящая икебана, музыкальная фраза, исполняемая гибридом велосипеда и пианино, гигантское панно из сплющенного столового серебра и других предметов, подвешенных на невидимых нитях к потолку...

Не похоже по отношению к посетителям : музей не столько показывает, сколько рассказывает, объясняет, играет с посетителями, обучает и образовывает. Программа лекций и практических занятий обширна и увлекательна, например, можно провести пару часов вместе с известным арт-директором и под его руководством, создать свой личный логотип.

Не похоже и по демократичности подхода: здесь не нужно долго оформлять например, разрешение на съемку, - единые простые правила: что можно снять и опубликовать, а что нельзя, - укладываются в несколько предложений, ни регистрировать книги, взятые в библиотеке: вошел в зал, взял любую книгу с полки, сиди - читай на здоровье...

В общем, вот еще одно место, где чувствуешь, как все-таки прекрасен город Т.

Время работы: с 10.00 до 18.00, в пятницу до 20.00 (вход до 19.30) Закрыт по вторникам и с 29 декабря по 3 января. Если вторник приходится на национальный праздник, то музей работает, а выходной переносится на следующий день.

Как добраться: пять минут пешком от любых линий станций метро Роппонги.

Сайт:http://www.nact.jp/english/index.html

TOKYO4U © 2024