Просто о японских религиях
KHAEN
Отправлено 2007-12-21 6:02 PM (#347)
Тема: Просто о японских религиях
Исконной религией жителей японских островов является синто- путь богов. Однако, пришедший в VI в. из Кореи буддизм пустил стольглубокие корни во все области жизни японцев, что стал неотъемлемойчастью их религиозного сознания. Синтоизм - это политеистическаясистема верований, сформировавшаяся на осно-ве анимистического взглядана мир.

В основе синтоистского миропонимания лежит поклонение божествам - ками,которые не только обитают на небесах, но и присутствуют повсеместно, тоесть ками не только обладают сверхъестественной силой и могуществом иуправляют судьбами живых существ, но и близки к людям в их повседневнойжизни.

Как ками почитались предки, которые, считается, наблюдают заздравствующими, охраняют их, помогают им, и божества моря, гор,источников (так называемые ландшафтные божества) божества стихий -ветра, грома, дождя.

Существовало убеждение в том, что божественной природой - митама- обладают конкретные предметы и даже абстрактные понятия, например,добро и зло. По синтоистским понятиям считалось, что будучи сотвореныками, люди чисты и правильны от Природы, а дурные поступки совершаютсяв результате загрязнения духа, поэтому основной синтоистский обряд -очищение.

Природа воспринималась как олицетворение красоты и гармонии, ивызывала ощущение божественности всего во Вселенной. Именно такоеотношение к природе было основой, на которой происходило взаимодействиесинтоизма и буддизма. Когда японцы ознакомились с буддийским учением,природа стала восприниматься как одно из состояний и проявлений Будды.

Буддийское учение о посмертном воздаянии за поступки, совершаемыепри жизни, восполняло отсутствие в синтоизме представлений о посмертнойсудьбе человека.

Кроме того, буддизм был учением со строгой системой религиозных догм, восполнявшая отсутствие в синтоизме формализованной этики.

К концу XII века в буддизме выкристаллизовались три основныхнаправления, отличающихся друг от друга пониманием пути спасения. Этобыли буддийские школы, призывающие опираться на "собственные силы" (дзирики - школа Тэндай, букв. оплот небес, и школа Сингон, букв. "Истинное слово" или "Слово истины", обещавшие спасение с помощью "внешней силы" (тарики - школа Дзё-досю, букв. школа "Чистой земли" и школа Хоккэсю, букв. школа "Лотосовый сутры" или Нитирэн) и школы Дзэн, утверждавшей, что путь к просветлению (в чем и виделось спасение) лежит через созерцание.

Под влиянием исторических событий, влекущих за собой изменения врасстановке сил в обществе, особой популярностью пользовались то одна,то другая школа.

Исторически взаимодействие синтоизма и буддизма шло разными путями,но наиболее знаменательным было стремление отождествить синтоистскихбожеств - ками и будд (симбуцу дотайсэцу) - идеология, так называемого рёбу синто (букв. "двуоснoвного синто".

В новое время стали появляться многочисленные новые религиозныешколы, однако все они построены на сочетании тех или иных положенийбуддийского учения и синтоистских верований.

Среди японских верующих есть и христиане - как православные, так ипротестанты и католики, хотя число их невелико. В основном японскиехристиане проживают на юге страны, где впервые в XVI в. появилисьевропейские миссионеры.

В целом японцы отличаются веротерпимостью и в повседневной жизнисоблюдают все предписания и обычаи, которые кажутся им разумными илипривлекательными. Так, празднуя деторожде-ние, идут в синтоистскиехрамы, хоронят по буддийскому обычаю, а в последние время зачастуювступая в брак, совершают обряд венчания.