ТЯНОЮ
KHAEN
Отправлено 2007-11-03 6:26 PM (#305)
Тема: ТЯНОЮ

ТЯНОЮ -
чайная церемония

Чайная церемония,известная в Японии как тяною, является эстетическимобрядом,свойственным японской культуре, который определяет порядок ипроцессчаепития измельчённого в порошок зеленого чая матча.

Как известно, уяпонцев своя философия общения с людьми - понять другдруга можно и безслов, без знакомства. Посмотреть на человека и понятьего заботы,настроение... Наполнить молчание - интуитивным пониманием -в этомособенность практики общения.

Чайная церемония, столь богатаятрадициями и романтическимиповествованиями, является, по мнения японцевпоистине искусством жизни,возведенным в культ. Знание ее расцениваетсяяпонцами, как мераобразованности, это - свидетельство духовной культурычеловека.

Овеянная многочисленными легендами и преданиями, чайнаяцеремония -отнюдь не обычное чаепитие. Она требует соблюдениямельчайших деталейэтикета как при приготовлении чая, при подаче егогостю, так и присамом питье. Это пожалуй наиболее самобытное искусствонарода. Согласнолегенде, она берет свое начало из Китая со временпервого патриархабуддизма Бодхидхармы.

Однажды, гласит легенда,сидя в медитации, Бодхидхарма почувствовал,что глаза его закрываются ипротив воли его клонит ко сну. Тогда,рассердившись на себя, он вырвалсвои веки и бросил их на землю. Наэтом месте вырос необычный куст ссочными листьями. Позже ученикиБодхидхармы стали заваривать эти листьягорячей водой - напиток помогалим сохранить бодрость.

Надосказать, что в действительности чайная церемония возникла вКитаезадолго до появления буддизма. Согласно многим источникам, ееввелЛао-цзы. Именно он, как свидетельствуют показания, в V веке донашейэры предложил ритуал с чашкой "золотого эликсира". Этотритуалпроцветал в Китае вплоть до монгольского нашествия..

ВЯпонию чай попал в VIII в. Его могли привезти буддийские монахиизКитая, Кореи или Индии, а также японские путешественники,посещавшиетанский Китай. Считается, что первые плантации чая былиразбиты монахомСайсё в Киото, у подножия священной горы Хэйдзан в 802г. Однако толькос XII в. употребление чая получает в Японии широкоераспространение.Это было связано с деятельностью священника Эйсая(1141-1215). Вместе снесколькими японскими буддийскими монахами онпобывал в Китае.Вернувшись на родину в 1191 г., Эйсай началпроповедовать среди японцевдзэн-буддизм. Кроме того, он привез из Китаячайные кусты и сталвыращивать чай при дзэн-буддийском монастыре.

Чайподносили Будде. Его пили во время религиозных ритуалов имедитаций.Эйсай в своих сочинениях особо подчеркивал пользу чая длясохранения иукрепления здоровья.

Распространению культуры чая и чаепитияспособствовал и основательдругого направления дзэн-буддизма в Япониисвященник Догэн (1200-1253),также побывавший в Китае. В XII-XV вв. сусилением влияниядзэн-буддийских монастырей питье чая получаетпопулярность не толькосреди монахов, но и среди самураев, горожан,аристократов.

Начиная с XII в. из Китая в Японию проникает способприготовленияразмельченного чая. Оттуда же пришел и обычай устраиватьсвоеобразныеразвлечения в форме чайных турниров. Первоначально такиетурнирыпроводили монахи в монастырях, причем в них участвовали исамураи -приверженцы дзэн-буддизма. Особенно широкое распространениечайныетурниры получили в XIV-XV вв. В аристократических кругах ихустраивалив двухъярусных павильонах, первый этаж которых именовался"гостевойтеррасой", а верхний - "чайным павильоном".

В чайномпавильоне в "красном углу" вывешивались китайские буддийскиесвитки,иногда это были и китайские картины с изображением цветов иптиц илипейзажей. На столы перед свитками ставили китайские вазы дляцветов,курильницы и подсвечники. Все эти предметы именовались"китайскимивещами". На других столиках помещали тарелки с легкойзакуской и сосудыс напитками.

Обычно гости собирались на первом этаже павильона,где им подавалосьугощение. После небольшого пиршества гости выходили всад ипрогуливались по его аллеям. Сады при павильонах, гдепроводилисьчайные турниры, были прогулочными, а не "созерцательными".Пока гостилюбовались садом, "хозяин" чайного турнира заканчивалвсеприготовления. После его приглашения гости рассаживались вопределенномпорядке на скамейку, покрытую шкурой леопарда, а "хозяин" -набамбуковый стул.

Сначала три чашки чая ставились перед свиткамис изображением Будды.Затем "податель чашки" (им, как правило, был сын"хозяина" чайноготурнира) вручал каждому гостю по очереди чашку срастолченным порошкомзеленого чая, вносил вазу с кипящей водой ибамбуковый чайный веничек,наполнял чашу гостя кипятком и размешивалчайный порошок веничком.Когда все гости выпивали первый предложенныйсорт напитка, вносилисьновые чашки и предлагался новый сорт. В ходечайного турнира гостидолжны были отобрать "хорошие" и "плохие" сорта.Тот, кто правильноугадывал большее число сортов, отмечался призом.Чаепития длилисьдолго, в течение нескольких часов, и носили названия"турнир десятичашек", "турнир пятидесяти чашек", "турнир ста чашек".Чайные турнирыпревращались в веселые развлечения.

Издавна тяноюбыла непременным атрибутом встреч японских философов,поэтом ихудожников. Постепенно эта процедура захватывала и другие слоиобщества,и в XVI - XVII вв. она стала популярной среди японскойаристократии исамураев. Чайная церемония как искусство тяноюоформилась в своего родасистему отдыха от будничных забот. В наиболееклассической форме онастала совершаться в чайных домиках "тясицу".

В северо-восточномрайоне Киото, удаленном от шумной городской жизни,находится знаменитаявилла, где Ёсимаса, восьмой сёгун из дома Асикага,предавалсяэстетическим занятиям. Историческая чайная комната,построенная иприспособленная отцом чайной церемонии Сюко, еще до сихпор сохраняетсяв первоначальном виде на вилле Гинкакудзи. Правилаэтикета были вдальнейшем конкретизированы Дзёо ( 1503 - 1555 гг.),однако вся славаучреждения правил этикета досталась Сэнно Соэки ( 1521- 1591 гг.),более известного под своим придворным именем Рикю,благодаря его патронусёгуну Хидэёси. И многое из утвари ипроектирования чайных комнат, ивесь ритуал тяною носит до сих порпечать его гения.

Все известныемастера тяною, и Рикю в особенности, были приверженцамидзен-буддизма.И, соответственно, и процедура чайной церемонии, иустройство тясицуотражали идеи дзен. Например, размер комнаты длячаепития приблизительновосемь квадратных метров, а согласно положениямсутр, в помещении именнотакого размера смогли однажды поместитьсявосемьдесят четыре тысячиучеников Будды. Эта аллегория имеет в своейоснове теорию буддизма,отрицающую у истинно просветленных веса иобъема тела. Создатели тясицу,по-видимому, предполагали возбуждатьассоциации буддийского толка ужесамим фактом пребывания в тесномпомещении. Такие ассоциации усиливалисьполумраком, который создавалсяслабым светом из небольшого окна подсамым потолком и отражением светаот стен, отделанных темно-серой глиной.

Оборудованиеинтерьера классической тясицу в полной степенисоответствовалоэстетическим канонам и национальному характеру японцев,стремящихся кдостижению внутренней гармонии. Подготовка к такомунастроениюначиналась еще на подступах к тясицу.

Со времен Рикю чайный домикокружают небольшим садом, который, помнению "мастера чая", долженспособствовать нарастанию особогонастроения, без которого церемонияоказывалась бы бессмысленной.Вступление на выстланную крупным камнемдорожку, ведущую к тясицу,означает начало первой стадии медитации:вступивший оставляет в этотмомент все свои мирские заботы исосредоточивается на предвкушенииожидающей его церемонии. По мереприближения к тясицу сосредоточенностьусиливается, а медитацияпереходит во вторую фазу. Этому способствуютстарый фонарь, освещающийдорожку в вечерние и ночные часы, камень-колодец - "цукубаи" , ввыдолбленном углублении хранящий воду дляомовения рук и полоскания рта,низкая, высотой в девяноста сантиметров,дверь, через которую проходят,становясь в проеме на колени..

При входе гости совершают поклон иусаживаются по-японски на циновкитатами. Навстречу выходит хозяин, всвою очередь отвешивающий низкийпоклон гостям. Слышатся мелодичныезвуки бурлящей воды. Начинаетсятретий этап медитации. Определенноенастроение создает и сама посуда.Она удивительно проста: чашки, медныйчайник, бамбуковая мешалка,ящичек для хранения чая и так далее. Все этонесет на себе налетвремени, но в то же время все безукоризненно чисто.Японцам импонируетматовость. "Европейцы, - пишет Танидзаки, -употребляют столовую утварьиз серебра, стали либо никеля, начищая ее доослепительного блеска, мыже такого блеска не выносим. Наоборот, мырадуемся, когда этот блесксходит с поверхности предметов, когда ониприобретают налет давности,когда они темнеют от времени... Мы... любимвещи, носящие на себе следычеловеческой плоти, масляной копоти,выветривания и дождевых отеков." [1. - стр. 231, из ТанадзакиДзюнъитиро. Похвала тени. - Восточноеобозрение. 1939, № 1.]. Самыйобыкновенный чайник, деревянная ложка длянасыпания чая, грубаякерамическая чашка - все это оказывает научастников церемониизавораживающее воздействие.

Чай заваривается особый - зеленый впорошке. Кипячение воды вклассическом тясицу осуществляется на угольяхиз сакуры. Заваркавзбалтывается в чашке бамбуковой кистью, получаетсядовольно густаяпенистая жидкость. В XVI в. появилось до сотни различныхправил этойпроцедуры, которые действуют и в настоящее время. Правилаотносятся каранжировке цветов, кипячению воды, заварке чая, разливунапитка. Всеправила имеют целью вызвать чувство естественности илиощущенияискусства тяною без искусственности. Когда у Рикю спросили, какондостиг своего мастерства, он ответил: "Очень просто. Кипятитеводу,заваривайте чай, добивайтесь нужного вкуса. Не забывайте о цветах,онидолжны выглядеть как живые. Летом создайте прохладу, зимой -приятнуютеплоту. Вот и все." И потом он добавил: "Покажите мне того,кто постигвсе это, я с удовольствием стану его учеником." [ 1. - стр.236, изRoss N.W. The World of Zen. N.Y.,1960.].

Японцы видят смысл чайной церемонии в знаменитом изречении Рикю: "Тяною - это поклонение красоте в сером свете будней.".

Конечно,в современных условиях такое поклонение не всегда оказываетсявозможным.Бурный поток жизни поглощает, захватывает людей, и ,казалось бы, им недо традиций, однако нет, к чайной церемонии это неотносится: она прочновплелась в жизнь каждого японца. Но все же всоответствии с духомвремени произошло разделение процедуры на"настоящую" и "облегченную".

Естьнесколько способов приема гостей во время тяною, которые находятсявполной зависимости от различных случаев и времени года. Чай впорошкеможет быть подан без всякой церемонии, обыкновенным порядком ибезприглашения. Для большого числа гостей прием делается вбольшойкомнате, более же интимное общество в 5 - 6 человек принимаетсявмаленькой. Иногда устраивают даже приемы для несколькихсотприглашенных в саду. В таких случаях подают чай в павильонах.

Влюбом случае гости не могут не обратить внимание на то, чтосамыетщательные приготовления начались в доме задолго до их прибытия.Хозяинобычно встречает гостей, представляет им жену и детей и в течение10-15 минут занимает их разговорами, а потом приглашает в комнату,гдебудет проходить церемония. Хозяин и его жена садятся рядом сгостями, аих дочь - возле переносной жаровни или неподвижного очага(взависимости от времени года), но обязательно напротив гостей.

Необходимаяпосуда уже расставлена, и все ожидают, когда молодаяхозяйка подаст"усутя" - жидкий чай. После того, как чайник - "кама"поднят и поставленна подставку - "камасики", она смотрит, не нужно липрибавить огня и,согласно правилам, бросает в жаровню немногодревесного угля. Налакированном подносе вносятся сладости. Гость,сидящий ближе всех ктоконома, первым берет свою часть и кладет ее налист бумаги. Каждыйгость должен иметь свою собственную бумагу. Подноссо сладостямипередается от одного гостя к другому. Молодая хозяйкакладе три полныхложки "тясяку" - чайного порошка в чашку - "тяван ".

Гостинаблюдают за тем, как грациозно она опускает в котелок ковш ивынимаетего оттуда полным горячей воды. Около трети этой водывыливается в тяванна чайный порошок, а две трети - обратно в котелок.После этого смесьсильно растирается и взбивается до пены. Сладостидолжны быть съедены допитья чая. Пока хозяйка приготовляет чай длявторого гостя, первый гостьпьет свою порцию. Когда пустая чашкавозвращается от первого гостя, еетщательно выполаскивают и передаютвторому. Так продолжается до тех пор,пока все гости не выпьют своюпорцию. Иногда на подобной церемониипользуются двумя или несколькимичашками, но в этом случае ониобязательно должны быть разными по формеи материалу.

Гость держитчашку, поставив ее на ладонь левой руки и прикрыв правой.Смысл этойформы этикета в сохранности посуды, ибо чашку можно уронитьи разбить,доставив тем самым большое огорчение хозяину, посколькучашки эти какправило очень ценные.

Окончив пить чай, гость ставит чашку прямоперед собой и, согласноэтикету, внимательно рассматривает и восхищаетсяее достоинствами.Можно даже перевернуть чашку, чтобы рассмотреть еедно. Обычно гостипросят разрешения рассмотреть "тяирэ" - ящичек для чаяи ложку, которойон накладывается, но это допускается лишь после того,как крышка откотелка положена на свое место и ритуал окончен. И тогда имолодаяхозяйка, и хозяин, и его жена рады будут ответить на всевопросы,касающиеся рассматриваемой утвари и даже дать историческуюсправку о еепрежних владельцах.

Таков церемониал обыкновенного,неофициального тяною. И подача, и питьечая в порошке включают почти всеформы этикета, соблюдаемого в японскойжизни. Правильные манеры, умениедержать себя, знание правил, каквносить посуду в чайную комнату, каксадиться и вставать, как открыватьи закрывать раздвижные двери, какобращаться с ящичком для чая, какпогружать черпак в чайник и знаниемногого другого - это совсем нелегкое дело. Японская находчивость играциозность, спокойствие иучтивость отлично шлифуют эти манеры.

Значительно сложнее полная церемония тяною, при которой подается "койтя" - густой чай.

Пятьчеловек составляют обычное число гостей, когда подается койтя,плюс самхозяин, устраивающий прием. Он посылает приглашения, и задва-три дня дочая приглашенные благодарят его за оказанное внимание. Вдень чаепитиягости собираются за 15 - 20 минут до назначенного временив специальноотведенном помещении - беседке в дальнем углу сада -"ёрицуки", гдеобретают уют и покой, теряя связь с внешним миром. Ониприветствуют другдруга и выражают радость по поводу того, что могутразделитьгостеприимство хозяина. Здесь же они восхищаютсяразличнымирасставленными со вкусом предметами, учитывая, что хозяинбудетразочарован и огорчен, если интереса к вещам проявлено не будет,илигости окажутся неспособными оценить обдуманность в отделкемалейшихдеталей приема.

Здесь же пришедшие выбирают почетногогостя - "сёкяку". Им обычностановится человек более высокий поположению или старший по возрасту.Они также определяют и последующуюиерархию: кто будет вторым, третьими т.д. Именно в таком порядке гостисовершают омовение, входят в тясицуи рассаживаются.

Официальномучаепитию в гостях предшествует "кайсэки" - угощениеразнообразнымнабором еды. Хозяин, которому лишь одному надлежитвходить в тясицу вовремя приема, вносит поднос с изысканными блюдами иставит его передсёкяку. Потом он уходит и возвращается с таким жеподносом для второгогостя. Потом - для третьего, четвертого и пятого.Самому ему кушать сгостями по этикету не положено. Кушанье кайсэки необильное и потомудолжно быть съедено все без остатка. Когда трапезаокончена, каждыйгость ставит пустые тарелки и чашки на поднос, ахозяин поочередновыносит подносы из тясицу. Первая часть приема наэтом заканчивается, ипо предложению хозяина гости переходят в приемнуюили какую-либо другуюкомнату.

О возвращении в тясицу гости оповещаются ударами в гонг,которых бываетпять или семь. После первого удара гости прекращаюткурить иразговаривать и почтительно ждут продолжения. После того, какпрозвучалпоследний удар, гости в том же порядке возвращаются в тясицу,повторяяпо пути процедуру омовения.

Когда гости вновь оказываютсяв тясицу, сосуд для холодной воды -"мидзусаси" и чайница - "тяирэ" уженаходятся в положенных им местах.Вскоре входит хозяин, держа обеимируками чашку для чая. Затем онвносит "тясэн" - венчик и чайную ложку"тясяку". В следующий приход онприносит сосуд для излишней воды -"кобоси", ковш "хисяку" и кусокбамбука или обожженной глины, на которыйкладут крышку чайника или ковш"футаоки". Бамбуковый ковш, венчик иполотенце должны быть тольконовыми. Затем гости в полном молчаниислушают "шум ветра в сосновомлесу" [ 2. - стр. 90 ], как поэтическияпонцы называют звук кипящегочайника. Гости прислушиваются к клокотаниюводы в котелке, на днекоторого специально устроены металлическиепластинки, производящиемелодичные звуки. Эти звуки уносят человекадалеко в горы, и он слышит,как свистит ветер в ущелье, шумит водопадили шелестят сосны.

Когда чай готов, хозяин ставит чашку передглавным гостем. По традициивсе гости пьют из одной чашки, передавая еедруг другу. Это должновызывать чувство близости. Первый гость беретшелковый платок "фукуса",укладывает его на ладонь левой руки, а правойставит на нее чашку.Кивнув соседу - осаки-ни ("раньше Вас", онотпивает три с половинойглотка, и передает чашку второму гостю. Второй- передает ее третьему,и т.д., пока чашка не обойдет всех. Передаваячашку, каждый тщательнопротирает бумагой тот ее край, через который онпил. Последний гость,отпив свои три глотка, передает чашку сёкяку,который просит у хозяинаразрешения осмотреть тяван. Так, по цепочке,чашку осматривают всегости, последний передает ее сёкяку, а тот -хозяину.

Подобным же образом рассматриваются ящичек для чая иложка. Нередко всеэти предметы бывают треснутыми и несколько разпочиненными, что вселяетв хозяина еще большую гордость за их обладание.Помимо красоты этихпредметов, очаровывающих искушенные взорыпоклонников тяною, гостейинтересует и романтическая сторона, прежниевладельцы этих вещей.

А после того, как закончится прием и уйдутгости, хозяин возвращается втясицу, садится перед своим единственнымкомпаньоном - чайником ипредается философским размышлениям ,прислушиваясь к "ветру в сосновомлесу".

Таков классический ритуалтяною. Совершенно естественно, что этоэстетическое времяпровождение неявляется частым даже для высших слоевяпонского общества, не говоря ужео простых людях и тем не менее тяноюявляется бесспорно самымразносторонним эстетическим развлечением,влияние которого заметно вкаждом доме.

Конечно, существует множество разных школ тяною, гденекоторые вещиистолковываются по-разному, но четыре основных принципачайнойцеремонии всегда одни и те же. Это Гармония, Почтительность,Чистота иСпокойствие.

http://www.fido.sakhalin.ru/